Логопедический кружок "Граматей"

Укажите полное описание.

Программа занятий

Программа кружка основывается на авторском учебно-методическом пособии для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников З.Е. Агранович.

Кружок проводится с подготовительной к школе группой детей. Тематическое планирование в подготовительной к школе группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия 30 минут. Срок реализации программы один год.

         В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. В ее основу положены такие дидактические принципы,  как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего дошкольного возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника- игры.

Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. Занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане звуков. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)

Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки.

           Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных

твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков.

Занятие включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство с органами артикуляции.

2 Разучивание артикуляционных упражнений.

3.Упражнения, направленные на формирование правильного речевого

дыхания.

4. Физкультминутка.

5.Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

6. Знакомство со звуками, и их характеристикой.

7. Дифференциацию похожих фонем.

8. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie